Для чего необходима и как проводится оценка бизнеса
Многие на сегодняшний день предпочитают иметь свой собственный пусть и маленький бизнес, а не работать «на чужого дядю». Несомненно, в этом есть резон: вы не зависите от работодателя и являетесь сами себе начальством. Однако с ведением собственного бизнеса связано множество нюансов, одним из которых является оценка бизнеса. Что это за процедура, для чего она нужна и как проводится? Рассмотрим подробнее.
Чаще всего оценка собственного бизнеса нужна тогда, когда предприятие собираются продавать – со всеми его наработками. Второй, куда более печальный вариант, когда бизнесу нужна оценка, – это ситуация, связанная с банкротством или закрытием. Почти всегда оценка стоимости бизнеса сопровождает передачу предприятия инвесторам – для вложения новых средств или выведения убыточного бизнеса из кризиса. Оценка нужна и при реорганизации или реструктуризации, а также при страховании собственного дела. А возможно, бизнесмен хочет взять кредит на продвижение своего дела, здесь тоже понадобится оценка.
По каким же критериям оценивается бизнес? Стандарты оценки имеют единую основу, однако в разных странах они могут отличаться. Основных критериев оценивания пять. На первом месте находится принцип взаимосвязи спроса и предложения. Другими словами его можно назвать рыночным подходом к оценке: тем выгоднее и актуальнее будет предложение предприятия, которое оценивается, чем больше спрос на его товар или услугу.
Второй принцип – это принцип полезности. Этот критерий довольно абстрактен, если говорить о рынке всех товаров и услуг в целом. Однако если речь заходит о конкретном товаре, его полезность, на которой и строится выгодность бизнеса, может быть реально оценена.
Третий принцип оценки – принцип замещения. Он не касается уникальных бизнесов, единственных в своем роде, однако таких на современном рынке практически и нет. Ни один бизнес не может быть дороже, чем средства на создание аналогичного, не может быть намного дороже, чем уже существующие предприятия в том же сегменте.
Четвертый принцип касается предельной производительности. Его можно рассмотреть на примере рекламы: она целесообразна только до определенного момента, дальше в ней нет смысла, и расходы на нее урезаются.
И, наконец, пятый принцип оценки бизнеса – это принцип дополнительного вклада. Если в бизнес добавлен новый фактор, который точно будет увеличивать его доход, то стоимость бизнеса в целом значительно возрастает.